Георусистика: русский язык в глобальном мире / А.Н. Рудяков. – М.: ООО «Лексрус», 2016. – 392 с.
Книга была уже написана, но я все еще продолжал обдумывать ее название. Конечно, можно было бы просто – «Георусистика III», потому что предлагаемая работа продолжает серию из двух коллективных монографий: «Георусистика. Первое приближение» и «Георусистика XIX века».
Автор полагает, что языкознание XXI века должно не только изменить исходные постулаты, но и существенно пересмотреть свой объект: язык должен рассматриваться как средство организации языковых миров, «фоний», которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, благодаря чему осуществляется их развитие. Способность языка реализовываться в различных вариантах (национальных, региональных, локальных) рассматривается автором как его функциональное качество, позволяющее русскому языку не только обеспечивать социальное взаимодействие в нашей стране, но и участвовать в конкурентной борьбе за право быть одним из глобальных языков.
Сегодня идеи георусистики востребованы при написании учебников по русскому языку и методических пособий, ознакомление с которыми помогает крымским учителям сформировать объективные представления о закономерностях русскоязычного мира.
Научные интересы А.Н. Рудякова представлены исследованиями в области философии и теории языка, методологии языкознания, теоретических проблем номинации и функциональной семантики, функционального анализа текста, вариантологии языка. Вышедшая в издательском центре «Азбуковник» (г. Москва) монография профессора А.Н. Рудякова «Георусистика» продолжает опыт применения функционального мировоззрения и научного подхода к проблематике существования русского языка в современном мире.
А.Н. Рудяков разработал оригинальную концепцию лингвистического функционализма, принципы которой легли в основу формирования взглядов Крымской школы функциональной лингвистики. Положения георусистики являются прямым следствием интерпретации языка как функциональной системы и отражают ключевые изменения в научной парадигме на современном этапе. Монография посвящена постановке вопроса о необходимости понимания современной русистики как георусистики, т.е. русистики «языкового взаимодействия».
Автор полагает, что языкознание XXI века должно не только изменить исходные постулаты, но и существенно пересмотреть свой объект: язык должен рассматриваться как средство организации языковых миров, «фоний», которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, благодаря чему осуществляется их развитие. Способность языка реализовываться в различных вариантах (национальных, региональных, локальных) рассматривается автором как его функциональное качество, позволяющее русскому языку не только обеспечивать социальное взаимодействие в нашей стране, но и участвовать в конкурентной борьбе за право быть одним из глобальных языков.
Сегодня идеи георусистики востребованы при написании учебников по русскому языку и методических пособий, ознакомление с которыми помогает крымским учителям сформировать объективные представления о закономерностях русскоязычного мира.
Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология /А. Н. Рудяков. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 312 с.
Книга посвящена вопросам, связанным с функциональной стороной текста. В свете регулятивной теории языка лингвистическая инструментология определяется как составная часть орудиеведения — общей науки о человеческих инструментах. Автор обосновывает мысль о том, что методика стилистического анализа художественного текста, предложенная в работах Н.А. Рудякова, является основой функционального понимания устройства текста.
Данное устройство обусловлено необходимостью воздействовать на систему ценностей читателя и представляет собой универсальную для всех инструментов функциональную систему: соединение «острия» и «рукояти».
Для специалистов в области гуманитарных наук, философов, языковедов, преподавателей языка и литературы, студентов филологических факультетов.
Язык, или Почему люди говорят (опыт функционального определения естественного языка). – Киев: Грамота, 2004. – 224 с.
В этой книге читатель найдет функциональное определение естественного языка и понимание того, что господствующее в современной лингвистике определение языка как знаковой системы, предназначенной для коммуникации, не является окончательным и исчерпывающим. естественный язык, в нашем понимании, — не совсем знаковая система, а если быть более точным, — совсем не знаковая система.
Это лишь на первый взгляд парадоксальное утверждение не предполагает отрицания того неоспоримого, на наш взгляд, факта, что знаковость (двусторонность, семиотичность) естественного языка есть его главное субстанциональное («природное») качество. Говоря, что естественный язык не является знаковой системой, мы утверждаем только то, что знаковость языка не является его сущностью, его системообразующим фактором. Язык возникает и существует не для того, чтобы быть знаковой системой.
Для функционалиста ответ на вопрос «каково это по своей субстанции?» не является конечной точкой исследования, он становится всего лишь отправной точкой для поиска ответа на главный вопрос: «для чего это таково по своей субстанции?». Иначе говоря, с точки зрения функционалиста, ответ на вопрос «для чего возникает и существует язык?» и есть ответ на вопрос «что такое язык?». адекватное определение языка должно быть не субстанциональным (как определение в качестве знаковой системы), а функциональным.
Это и есть квинтэссенция лингвистического функционализма, специфичность его познавательных установок показана в предлагаемой книге. Лингвистический функционализм мы противопоставляем «лингвистическому субстанционализму», который в рассмотрении языка и языковых явлений исходит из примата субстанциональных, а не функциональных качеств.
Лингвистический функционализм и функциональная семантика. – Симферополь: Таврия Плюс, 1998. – 223 с.
Функциональная семантика. – Симферополь: Таврия, 1992. – 154 с.